На Главную Почитать Книги Орден Золотой Зари Тематические ссылки
"Современная психическая защита" "Тайное без вымыслов" "Эзотерическая философия любви и брака" "Мистическая Каббала" Другие работы Дион Форчун Дополнительные материалы

Назад | в Библиотеку | Дальше


Оккультизм и вегетарианство

 

В последнее время ведется много споров о необходимости постной пищи для тех, кто изучает оккультизм. В этой дискуссии, ведущейся, как нам кажется, на основании чисто дедуктивного метода, когда аргументы выводятся из исходных принципов, признаваемых или отрицаемых другими участниками спора, принимают участие представители множества различных оккультных школ. Пока никому не пришло в голову спросить: «Каковы же подлинные факты? Каковы обычаи тех, кто считается принадлежащим к учителям искусства оккультизма?»

Посвященные расходятся во взглядах на эту проблему. Некоторые из них, как Пифагор, проповедовали строгое вегетарианство, другие же, как Иисус, говорили: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из сердца» Из современных посвященных можно отметить: Макс Хайндель был вегетарианцем, Рудольф Штайнер — нет, Анни Безант — вегетарианка, Элифас Леви — нет. Свами Вивекананда, один из наиболее передовых наставников оккультизма, пришедших на Запад с Востока, насмешливо относился к представлениям о том, что вегетарианская диета возвышает сознание. «Если бы это было так, — говорил он, — тогда корова и овца были бы йогами самого высокого ранга».

К обсуждению вопроса о вегетарианстве можно подходить с трех разных точек зрения: с гигиенической, гуманитарной и оккультной, причем оккультная точка зрения должна учитывать и гигиеническую, и гуманитарную.

Cэр Томас Хордер показал, что если исходить из индивидуального опыта относительно пищевого рациона, эти споры оказываются бессмысленными. Худому, много работающему мужчине требуется одна диета, а маленькому толстяку с повышенным кровяным давлением — другая.

Несомненно, все здравомыслящие люди должны признать, что с помощью вегетарианской диеты многим удается восстановить здоровье, когда все другие средства не дают результатов. Однако при этом следует разобраться, относятся ли эти случаи к физическим заболеваниям или к психическим. И что привело к восстановлению здоровья — сама диета или вера в нее и приобретение нового жизненного интереса?





Другой момент, возникающий в связи с постной диетой и имеющий важное значение к обучению оккультизму — это то, что она несомненно увеличивает чувствительность нервной системы. Вот почему она пропагандируется как средство ускорения психического развития. Следует, однако, помнить, что есть различные виды психизма. Один из них представляет собой истинное видение души, тогда как другой является аберрацией воображения, к чему несомненно предрасполагает снижение физической жизненной силы.

Редко удается достичь положительных результатов, если человека, привыкшего к обычной смешанной диете, перевести на вегетарианскую пищу и сразу же приступить к обучению оккультизму, особенно если этот человек занимается деятельностью, требующей напряжения и точности, или же ему трудно найти заменители мяса. К сожалению, наставники оккультизма слишком часто прибегают к этому чрезвычайно неразумному методу обучения.

Должен ли идущий по Пути придерживаться вегетарианства независимо от того, нравится ему это или нет, как и от того, может ли он получить заменители мяса? Некоторые ответили бы «Да».

Однако здесь возникают соображения другого плана. Не все могут напряженным трудом накапливать знания в процессе обучения истинному оккультизму, не обладая крепким здоровьем. На этом Пути нет места для слабых. Кроме того, если человек, несмотря на все препятствия, строго придерживается вегетарианской диеты, следует ли допускать его оккультному обучению независимо от его физического состояния? Ни один наставник оккультизма, достойный этого звания, не сделал бы этого.

Крайности никогда не давали успеха ни в одном из слоев общества. Фанатика можно определить как человека, не видящего леса из-за одного дерева, в которое он уперся лбом. Если наивысшие идеалы не управляются чувством соразмерности, труд во благо человечества будет «недейственным», даже «бредовым» в буквальном смысле этого слова.

Если мы не готовы занять позицию, отстаивающую полное запрещение одомашнивания животных, мы никогда не уйдем от лишения животных жизни. Пока мы занимаемся одомашниванием животных, человек будет убивать их, даже если это убийство будет ограничено актами сострадания к старым и больным или уничтожением лишних самцов.

Требуют ли Братья Великой Белой Ложи, в чьем ведении находится посвящение всех оккультистов, на которых эти последние смотрят как на наставников и Учителей, чтобы их ученики воздерживались от участия в любой форме лишения жизни? Мы знаем, что некоторые восточные школы учат этому.

Rакова должна быть наша позиция как практических искателей Света, идущих к нему Западным Путем? Всегда отмечается, что Он никогда не насаждал каких-либо крайних форм гуманизма, скорее проповедовал сострадательное отношение ко всему, большому или малому. Из такой позиции должны возникать правильные взаимоотношения с животным царством, так же, как и правильные отношения с человеческим царством. Но подобно тому, как еще далеко до ликвидации войн и тюрем и освобождения от возложенной на человека ноши по добыванию в поте лица хлеба насущного, так далеко и до прекращения одомашнивания животных и всего, что неизбежно связано с ним. Несомненно, нашим долгом является прекращение ненужных страданий, но пока с нами рядом находятся домашние животные, вряд ли мы сможем предоставить им больше жизненных благ, чем получают люди.

При рассмотрении практических проблем, особенно требующих масштабной работы над собой, не всегда можно обнаружить абстрактное право, а затем подойти и осуществить его. Нам часто приходится смиряться с тем, что представляется практичным в данный момент или даже меньшим из двух зол.

Существует два способа добиться восприятия тонких вибраций — либо фокусируя и усиливая вибрации, либо увеличивая чувствительность воспринимающего инструмента. Некоторые школы оккультизма используют последний метод, и поэтому, чтобы приобрести большую нервную чувствительность, несомненно, развивающуюся при отсутствии мяса в диете, они избегают его употребления. Имеются, однако, серьезные основания считать, что эта чувствительность — того же плана, что и чувствительность в результате длительного поста, и в действительности является временным увеличением умственной активности в результате недоедания. В большинстве оккультных и мистических школ существует практика создания с помощью воздержания временной экзальтации сознания. Несомненно, при правильном применении такая практика входит как составная часть в системы оккультного обучения всех народов. Но мудрый оккультист понимает, что такое возвышение может быть лишь временным и что за такую практику приходится платить. Он с полным основанием может решить, что выгода стоит цены, однако наступает момент, когда цена становится грабительской, и если он достаточно мудр, он не станет подталкивать воздержание, как от стимулирующей пищи, так и от пищи вообще, к пределу, за которым цена начинает превышать выгоду. Его цель как оккультиста состоит в возвышении сознания ради приобретения опыта, отнюдь не в спасении животного царства.

Чем мотивирует свои действия оккультист, отказывающийся от мясной пищи — гуманными идеалами или стремлением приобрести знания в результате возвышения сознания при воздержании? Если причина в последнем, до какой степени он может довести воздержание, не причиняя вреда здоровью? Ответ на этот вопрос должен быть чисто индивидуальным, поскольку выносливость и диетические потребности людей весьма различны.

На Западе этот метод редко дает успех, поскольку нелегко добиться чувствительности организма западного типа телесной организации. Поэтому девитализация требует значительного времени, прежде чем удастся получить нужный эффект, а провести границу между очищением и ослаблением чрезвычайно трудно. Особенно нежелательно применение этого метода теми, кто ведет обычную мирскую жизнь и вынужден работать в стрессовых условиях современного города. В холодном и переменчивом климате к этому добавляются дополнительные трудности. Однако, если ученик предпочитает вступить в школу оккультизма, в которой используется этот диетический метод, естественно, ему придется следовать избранной им дисциплине.

Можно предложить такой совет: «Следуйте обычаям страны, в которой вы постоянно живете, и таким образом с симпатией войдите в жизнь ее групповой души. Занимайте, однако, умеренную позицию, не потворствуйте плоти, но и не отстраняйтесь от групповой жизни, проявляя эксцентричность и аффектацию». Оккультист должен поддерживать физическую форму, необходимую для выполнения его напряженной работы. Если, сообразуясь со своим вкусом или убеждениями, он предпочитает вегетарианскую диету, конечно же, пусть соблюдает ее. Возражений против вегетарианства, если оно дает удовлетворительные результаты, никаких не может быть.

Учитывая тот факт, что много величайших посвященных были мясоедами, бесполезно доказывать, что вегетарианство является существенным для прохождения Пути, поскольку это явно не так — ведь иначе они не прошли бы посвящение.


Назад | в Библиотеку | Дальше